Конфликты, сокращения и кризисы идентичности: как кинофестивали справляются с трудностями
В последние годы фестивальная индустрия не сталкивалась с такими потрясениями, как в последние 12 месяцев. Совокупность местных и глобальных проблем — от войн до инфляции, политических волнений до социальных изменений — создала идеальный шторм для многих культурных платформ, что привело к нехватке финансирования, потере персонала, крупным PR-скандалам и в некоторых случаях к отмене мероприятий. На фоне изменений в поведении потребителей и индустрии также возникают более широкие экзистенциальные вопросы о роли и значимости фестивалей.
С момента прошлогоднего Каннского фестиваля мы наблюдали кризисы и потрясения на таких мероприятиях, как Сандэнс, Берлин, Hot Docs, Салоники, IDFA, Эль-Гуна, Каир, Пусан, Одесса и других. Вопросы также нависли над Венецианским и Торонтским фестивалями, но оба сделали позитивные заявления в последние недели: первый продлил контракт с Альберто Барбера, а второй подтвердил получение финансовой поддержки для укрепления своего рынка.
Во время нынешнего Берлинского кинофестиваля, ознаменовавшегося множеством вызовов, Мартин Скорсезе выразил обеспокоенность многих представителей независимого кино: «Кинофестивали необходимы, потому что они предлагают зрителям возможность смотреть фильмы, не зависящие от кассовых сборов или массовой популярности, а сосредоточенные на кино как на искусстве. Я считаю, что слишком многие из них оказались в сложной ситуации, когда им приходится оправдывать свое существование тем или иным образом».
Ниже мы рассмотрим, как и почему некоторые международные и североамериканские кинофестивали оказались в центре внимания. На красной дорожке Берлинале, держа плакат с надписью «Нет расизму! Нет AFD!», Папис Ловдей и Фелин Рогган привлекли внимание к социальным проблемам, что стало символом текущих вызовов, стоящих перед фестивалями. Этот годовой Берлинский кинофестиваль, вобравший в себя множество проблем, с которыми сталкивается сектор, стал ярким примером текущих трудностей.
. На фоне финансовых трудностей, государственно поддерживаемое мероприятие столкнулось с политическими проблемами. Сначала активисты и представители индустрии выразили недовольство приглашением на церемонию открытия демократически избранной ультраправой партии AfD. Затем, на закрытии, немецкие политики обвинили организаторов в антисемитизме. В то же время фестиваль переживает кризис идентичности, стремясь вернуть себе статус обязательного для посещения события.
Регулярные участники надеются, что новый художественный директор Триша Таттл сможет вдохнуть новую жизнь в мероприятие. Позитивные изменения уже начинают проявляться. Долгосрочный программный директор Берлинского кинофестиваля Лоренцо Эспозито признает, что этот год был сложнее обычного. Он также отметил изменяющийся характер программирования на фоне растущего числа социальных кампаний и культурных войн, усиливающихся благодаря социальным сетям: Я занимаюсь программированием уже 20 лет, и сегодня все иначе.
Существует множество социальных вопросов и контекстов, которые влияют на подход к фильму. Клэр Стюарт, управляющая директор Международного кинофестиваля в Роттердаме, отметила, что последствия пандемии COVID-19 все еще ощущаются в секторе: С экономической и зрительской точки зрения, мы все еще восстанавливаемся после значительного воздействия пандемии. Наше издание 2023 года все еще получало ресурсы для восстановления после COVID, и это было так же для некоторых других фестивалей.
В 2024 году нам пришлось привлекать новых спонсоров и бороться с инфляцией. Мы успешно справились с этими вызовами, но это будет проблемой и в следующем году. Международный кинофестиваль в Роттердаме оказался одним из немногих, не пострадавших от конфликта между Израилем и Палестиной. Каирский и Карфагенский кинофестивали были полностью отменены из-за войны, а Эль-Гуна был отложен. Многие другие мероприятия оказались в центре PR-скандалов из-за высказываний организаторов или участников.
Фестивали стали важными платформами для выражения мнений и использования их в качестве трибун, признает давний художественный директор Карловарского кинофестиваля Карел Ох. Вы видите, как режиссеры и продюсеры отзывают свои фильмы с определенных мероприятий, потому что считают, что фестиваль не высказывается должным образом о глобальных событиях или темах.. Вынуждать фестивали занимать определённую позицию — это недальновидно.
Фестивали должны быть площадками для различных голосов и мнений. Без диалога мы не продвинемся вперёд. Майк Гудридж, сопродюсер фильма Треугольник печали и бывший генеральный директор международной компании Protagonist Pictures, а также глава Макао Фильм Фестиваля, видит главную проблему современных фестивалей в их идентичности на фоне меняющегося ландшафта дистрибуции. «Для меня, как продюсера, основная проблема фестивалей связана с потребительскими привычками и дистрибуцией фестивальных фильмов», — объясняет он.
«Становится всё труднее привлекать внимание, получать рецензии и продавать фильмы на фестивалях, за исключением нескольких избранных названий. Сколько международных артхаусных фильмов находят своё место в Великобритании, например? Очень мало». Признавая эту проблему, Гудридж отмечает, что «в некоторой степени, кинофестивали заменяют артхаусную дистрибуцию из-за плачевного состояния выпуска независимых фильмов в некоторых регионах».
Однако это слабое утешение для кинематографистов и дистрибьюторов. С развитием международной модели продаж, рынки становятся менее значимыми для запуска проектов. Для фестиваля, такого как Берлин, который выигрывает от сильного Европейского кинорынка, это также представляет проблему. Гудридж продолжает: «Мы сейчас переживаем полный эффект от вмешательства стриминговых сервисов, и становится труднее оценить ценность фестивалей.
С одной стороны, мы хотим быть на фестивалях, хотим этих рецензий и этой платформы, но всё труднее и труднее находить эти слоты. Берлин находится в состоянии перемен, и Венеция может оказаться в аналогичной ситуации с новым правительством страны и изменениями на Биеннале». Недавняя новость о том, что глава Венецианского фестиваля Альберто Барбера будет продлён на два года, была встречена с одобрением после его успешных усилий по восстановлению Лидо как важной платформы для наград.
. Многие наблюдатели за фестивалями предполагают, что долгожданный сиквел Джокера выберет Венецию в качестве стартовой площадки. Венецианский фестиваль, поддерживающий плодотворное сотрудничество с Netflix, который отсутствует на Каннском фестивале, вызывает интерес к тому, как это взаимовыгодное партнерство будет развиваться в свете изменений в стриминговом гиганте. В этом году у Netflix, похоже, меньше фильмов, претендующих на Оскар, чем в предыдущие годы.
Для многих, с кем мы общались, разрыв между Каннами и Венецианским фестивалем, занимающим второе место, и другими фестивалями класса А только увеличивается. Все больше внимания уделяется Каннам, говорит Гудридж. Многие из ключевых артхаусных фильмов отправляются именно туда. Каннский фестиваль завершил успешное издание 2023 года с такими фаворитами наград, как Анатомия падения, Зона интересов и Убийцы цветочной луны, начавшими свой путь на Круазетте.
Глава Каннского фестиваля Тьерри Фремо заявил в прошлом месяце, что мероприятие получило рекордное количество заявок, а программа 2024 года вновь представляет собой завидное сочетание студийных фильмов, режиссеров артхауса и интригующих новичков. Первые признаки также обнадеживают в плане дистрибуции, с рядом достойных внутренних и международных сделок для артхаусных фильмов. Гудридж утверждает: Канны всегда были умны, понимая ценность американского кино на фестивале.
Не случайно, что когда показывают Тома Круза и Уэса Андерсона рядом с артхаусными фильмами, последние тоже получают внимание, потому что в городе присутствует медиа. Венеция также это понимает. Долгосрочный PR-специалист независимого кино Чарльз Макдональд соглашается: Канны — это место, куда все хотят попасть. Это может стать проблемой для других фестивалей. Канны выигрывают, потому что там сосредоточено столько медиа.
. Даже Каннский кинофестиваль в этом году столкнулся с трудностями. Работники фестиваля, недовольные своими трудовыми контрактами, организовали серию протестов. В преддверии мероприятия активно обсуждались слухи о возможном разоблачении в рамках движения MeToo, касающемся режиссёров, чьи проекты были представлены на фестивале. Франция переживает новую волну обвинений в сексуальных домогательствах, и Канны едва не оказались втянутыми в этот скандал.
Однако разоблачение так и не состоялось, и фестиваль прошёл без серьёзных инцидентов. Тем временем, на улицах Парк-Сити во время кинофестиваля Сандэнс в январе прошли протесты в поддержку Палестины. В Северной Америке также не обошлось без потрясений. Престижный фестиваль документального кино Hot Docs в Торонто завершил своё 31-е издание, но его будущее остаётся под вопросом. Фестиваль, уже столкнувшийся с бунтом сотрудников – десять программистов уволились за несколько недель до начала мероприятия, ссылаясь на токсичную рабочую атмосферу, – заявил о необходимости экстренного вливания 2 миллионов канадских долларов для продолжения своей деятельности.
Однако, когда был объявлен федеральный бюджет, Hot Docs не получил ни цента. Эта ситуация поставила под угрозу будущее организации, как заявили представители фестиваля, добавив с горечью, что федеральное правительство выбрало победителей и проигравших в культурном ландшафте Канады. Одним из победителей стал Торонтский кинофестиваль, который сам сталкивается с серьёзными финансовыми проблемами. Ему было обещано 23 миллиона канадских долларов на три года для запуска нового официального контент-рынка на Международном кинофестивале в Торонто в 2026 году.
. TIFF, стремясь стать североамериканским центром для покупки и продажи экранных проектов, интеллектуальной собственности и инновационного контента, намерен продвигать канадские и международные таланты, способствуя глобальному распространению и продажам. Однако фестиваль столкнулся с необходимостью срочного переосмысления после утраты многолетнего спонсора, Bell Canada, который ежегодно приносил миллионы.
В декабре TIFF уволил 12 сотрудников, объявив о стратегическом пересмотре бизнес-модели, пострадавшей от пандемии и усугубленной прошлогодними забастовками в индустрии развлечений. В целом, среди фестивалей наблюдается значительная нестабильность, отмечает Кен Джейкобсон, исполнительный директор Hot Springs Documentary Film Festival в Арканзасе и бывший старший программист Американского института киноискусства.
Другой высокопоставленный представитель индустрии, пожелавший остаться анонимным, добавляет: Ситуация на североамериканских фестивалях действительно серьезная с финансовой точки зрения. Это вызывает беспокойство. Некоммерческий институт Sundance, организующий круглогодичные лаборатории для художников и ежегодный кинофестиваль в Парк-Сити, штат Юта, прошлым летом сократил 6 процентов своего персонала.
Чтобы снизить расходы, фестиваль уменьшил количество фильмов в конкурсе на 20 процентов. Несмотря на привлекательность эксклюзивных горных локаций, высокие цены на проезд и проживание затрудняют участие представителей индустрии. Telluride испытывает давление из-за стоимости размещения своих программистов и сотрудников фестиваля, говорит старший агент по продажам и ветеран фестиваля в Теллуриде. Мы ощущаем это, просто посещая фестиваль.
Цены очень высоки и продолжают расти. С Sundance, столкнувшимся с вопросами устойчивости и ограниченными финансами, недавно пригласили другие города подать заявки на проведение фестиваля после 2026 года. Среди претендентов — Сан-Франциско, Миннеаполис, Санта-Фе, Атланта и Чикаго.. В нескольких местах на севере штата Нью-Йорк, а также в Саванне, штат Джорджия, рассматриваются возможности для проведения мероприятий.
Решение должно быть принято до 1 октября, несмотря на отсутствие генерального директора Института Сандэнс, Джоаны Висенте, которая в марте неожиданно объявила о своей отставке после двух с половиной лет работы. Институт высоко оценил вклад Висенте, назвав её огромным активом для Института и нашей глобальной художественной общины, но не предоставил конкретных причин её ухода, кроме её собственного заявления о начале нового этапа в жизни.
Некоторые фестивали, включая Сандэнс, перешли на гибридную модель из-за пандемии, сочетая очные показы с онлайн-просмотрами. Этот подход может увеличить общую аудиторию, но снижает посещаемость на месте, уменьшая живость и экономическое воздействие мероприятий. Для многих людей, стоящих перед выбором между поездкой в Парк-Сити, что дорого и логистически сложно, и просмотром фильмов онлайн, это становится реальной дилеммой, говорит Джейкобсон, исполнительный директор фестиваля в Хот-Спрингс.
Если можно посмотреть ту же мировую премьеру через неделю из дома и сэкономить на поездке и проживании, это очень заманчиво. Трибеки, подразделению коммерческой компании Tribeca Enterprises, пришлось адаптироваться к новым условиям после переноса фестиваля с апреля на начало июня во время пандемии. Руководители фестиваля утверждают, что июньский слот им нравится из-за лучшей погоды в Нью-Йорке, что способствует увеличению посещаемости, и что медийное освещение мероприятия 2023 года достигло рекордных уровней.
Однако один опытный нью-йоркский агент по продажам настаивает, что привлечение внимания к проектам, стартующим на Трибеки, стало сложнее. После переноса на июнь, вы увидели, как освещение в прессе резко сократилось, утверждает агент. С точки зрения индустрии, это ужасное время для премьеры фильма... Никто не хочет этот фестиваль в июне. Все хотят апрель.. Некоторые фестивали, такие как TIFF, должны задуматься о смене дат проведения.
Один из независимых дистрибьюторов фильмов считает, что TIFF стоит перенести на неделю позже в сентябре, чтобы привлечь больше внимания, которое сейчас уделяется Венецианскому и Теллуридскому фестивалям. Несмотря на многочисленные вызовы, мир кинофестивалей не погружен в мрак. Фестиваль в Линкольн-центре, проводящийся круглый год, продолжает привлекать зрителей, а его главное событие, Нью-Йоркский кинофестиваль, процветает.
Президент FLC, Лесли Клайнберг, отмечает, что 2023 год стал рекордным по продажам билетов: Практически на каждый показ у нас была очередь у зала Элис Талли. Нью-Йоркский кинофестиваль не раздает награды и не делает акцент на премьерах, что позволяет избежать так называемого эффекта стриминга, когда фестивали создают впечатление, что они отдают приоритет тому, что хотят показать Netflix, Apple TV+ или Prime Video.
Зрители знают, что эти фильмы они смогут увидеть на телевидении. Клайнберг также подчеркивает, что Film at Lincoln Center работает с ограниченным бюджетом: У нас бюджет около 16,5 миллионов долларов, что значительно меньше, чем у Sundance или других организаций. Мы делаем многое с малым. Для сравнения, расходы Института Сандэнс за 2023 финансовый год составили 49,3 миллиона долларов, при доходах в 45 миллионов, что привело к дефициту бюджета в 4,3 миллиона долларов.
Анна Лай, исполнительный директор SFFilm, организации, ответственной за Международный кинофестиваль в Сан-Франциско и фестиваль Doc Stories, отмечает: Организация фестиваля — это дорогостоящее мероприятие. В 2023 году не было федеральной или государственной помощи, связанной с Covid, что создало значительные финансовые трудности.. В 2023 году Лос-Анджелесский кинофестиваль Outfest, посвящённый ЛГБТКИА+ сообществу, уволил весь свой персонал.
В том же году, после почти двадцатилетней работы, закрылся кинофестиваль Майкла Мура в Траверс-Сити. Также прекратил своё существование Фестиваль фильмов о правах человека, а Монреальский фестиваль Just For Laughs отменил мероприятие 2024 года и подал заявление о банкротстве. Однако, несмотря на эти печальные новости, на горизонте появились новые фестивали, вселяющие надежду. Американская синематека в Лос-Анджелесе недавно провела первый фестиваль This Is Not a Fiction.
В Техасе в ноябре стартует первый Round Top Film Festival. В Нью-Йорке вновь открылся Маргарет Мид Фильм Фестиваль, закрытый из-за пандемии. Примером возрождения также стал фестиваль документального кино Full Frame в Дареме, Северная Каролина, который вернулся в апреле после длительного перерыва. Джекобсон выразил общее мнение о возвращении этого фестиваля: Прекрасно видеть, что Full Frame снова в строю.
Мы очень скучали по нему.