Индийский режиссер Кирана Рао надеется войти в историю Оскара
Кирана Рао, известная как ассистент режиссера культового фильма Лагаан, надеется изменить ситуацию с индийским кино на международной арене. Ее новый проект Lost Ladies стал официальным представителем Индии на премию Оскар в категории Лучший международный фильм в 2025 году. Это событие имеет особое значение для южноазиатского кино, так как акцентируется внимание на женских историях. Несмотря на огромную популярность Болливуда, индийская киноиндустрия с трудом пробивается на Оскар, имея всего 10 побед с 1957 года.
За всю историю лишь три индийских фильма были номинированы в этой категории, и ни один из них не удостоился награды. Последним фильмом, который получил номинацию, был Лагаан в 2001 году, где главную роль исполнил экс-супруг Рао, Аамир Хан, также выступивший продюсером Lost Ladies.. В последние годы на Оскарах наблюдается рост участия азиатских стран, отметил Рау в интервью AFP в Лондоне, упомянув успехи южнокорейского фильма Паразиты и победу малайзийской актрисы Мишель Йео в категории Лучшая актриса за фильм Все везде и сразу.
Однако, по его словам, южноазиатские фильмы все еще недостаточно представлены на этой престижной церемонии. У нас есть много интересных историй и уникальных стилей, которые мы можем предложить миру, - добавил он. Рау также рассказал о своем фильме Потерянные леди в оригинале Laapataa Ladies, который повествует о двух молодых женщинах из сельской Индии, случайно перепутанных своими новоиспеченными мужьями из-за схожих покрывал.
С юмором и иронией они исследуют консервативные нормы, ставя под сомнение свои взгляды на брак и женственность. Этот свежий взгляд на классическую комедию ошибок, популярную в индийском кино, показывает их путь не только к возвращению домой, но и к самопознанию и обретению голоса. Рау надеется, что Потерянные леди не только привлечет внимание членов Академии, но и станет инструментом социального outreach в индийской глубинке, поднимая важные вопросы о роли женщин в обществе.
. С момента выхода фильма его создательница, Рау, активно демонстрирует его в сообществах, где женщинам нужны новые идеи и поддержка. Она считает, что storytelling может изменить устоявшиеся представления, задавая простые вопросы и предлагая решения. Фильм затрагивает патриархальные проблемы, делая это деликатно и инклюзивно, не осуждая выбор женщин и их жизненные обстоятельства. Сюжет сосредоточен на вызовах и надеждах женщин в небольших городах Индии, но также поднимает вопросы, актуальные для женщин по всему миру, такие как самовыражение и идентичность.
Рау отмечает, что даже находясь на другом конце света, она сталкивается с недостаточным представительством женщин в различных отраслях, особенно в тех, где принимаются важные решения. Она также упоминает, что до недавнего времени женщины-режиссеры не получали должного признания на Оскарах, что подчеркивает необходимость изменений в индустрии.. В последние десять лет премия Оскар подвергалась жесткой критике за недостаток разнообразия.
Согласно исследованию Школы журналистики Университета Южной Калифорнии, всего три женщины стали лауреатами в категории Лучший режиссер, а менее двух процентов всех номинантов на Оскар составляют женщины цветной кожи. За последние семь десятилетий Индия представила на Оскар менее дюжины женщин-режиссеров в категории Лучший иностранный фильм. Истории женщин должны быть более заметны. Женщинам-режиссерам нужно гораздо больше поддержки, - отметила режиссер Рау.
Выбор фильма Lost Ladies в качестве представителя Индии на Оскар совпал с успехом другого индийского фильма — All We Imagine as Light Паял Кападии, который получил Гран-при на Каннском кинофестивале. В то же время, Великобритания представила на Оскар фильм Santosh, созданный британско-индийской режиссером Сандьей Сури, рассказывающий о вдове, которая принимает на себя обязанности покойного мужа, став полицейским в сельской местности Северной Индии.
. В этом году на Оскаре Великобритания вновь представлена женщинами южноазиатского происхождения, что вызывает особую гордость, отметила Рау. Она подчеркнула, что Паял Кападия, победившая на Каннском кинофестивале, также участвует в гонке за лучший фильм. Это знаковый момент для женщин из Индии. Наконец-то наше время пришло, и я надеюсь, что это станет началом новой волны историй от индийских женщин, - добавила она.
Мы слишком долго оставались в тени.