Умер Норман Джьюисон в возрасте 97 лет: режиссер фильмов "В знойном плену ночи", "Скрипач на крыше" и "Лунатики"
Умер известный и многосторонний режиссер Норман Джьюисон, родившийся в Канаде и снявший в Голливуде фильмы от комедий с Дорис Дэй до социальных драм, таких как оскороносный В зной ночи. Джьюисону было 97 лет. Согласно информации его пресс-секретаря Джеффа Сандерсона, Джьюисон скончался мирно в субботу. Дополнительные подробности пока неизвестны. На протяжении своей долгой карьеры Джьюисон сочетал легкое развлечение с актуальными фильмами, которые глубоко затрагивали его лично.
Во время окончания военной службы в Канадском флоте во время Второй мировой войны, он путешествовал автостопом через южные штаты Америки и наблюдал расизм и сегрегацию. В своей автобиографии Этот ужасный бизнес был хорош ко мне, он отметил, что расизм и несправедливость стали его самыми частыми темами. Каждый раз, когда фильм затрагивает расизм, многим американцам становится не по себе, писал он. Но мы должны столкнуться с предубеждением и несправедливостью, иначе мы никогда не поймем, что такое добро и зло, правильное и неправильное; нам нужно почувствовать, как другой чувствует.
Он использовал свой опыт для создания фильма В зной ночи 1967 года, в котором Род Стайгер сыграл роль расистского шерифа маленького городка, а Сидни Пуатье - черного детектива из Филадельфии, пытающегося помочь раскрыть убийство и в конечном итоге находящего общий язык с враждебным местным законником. Джеймс Болдуин осудил ужасное отдаление от реальности в этом фильме и считал, что режиссер попал в фантазию о расовом гармонии, которая только усилит черную ярость и отчаяние.
. Нью-Йорк Таймс, в лице Бозли Кроузера, был среди критиков, которые нашли фильм мощным и вдохновляющим. В год, когда вышли такие культовые фильмы, как Выпускник и Бонни и Клайд, работа Джуисона была удостоена премии Оскар в номинации Лучший фильм, а Стайгер получил Оскар за лучшую мужскую роль. Среди тех, кто поддерживал Джуисона во время создания В знойном полдне, был Роберт Ф. Кеннеди, которого режиссер встретил во время лыжного отдыха в Сан-Валли, Айдахо.
Я сказал ему, что я снимаю фильмы, и он спросил, какого рода. Я рассказал ему, что работаю над В знойном полдне, и что это фильм о двух полицейских: один - белый шериф из Миссисипи, другой - черный детектив из Филадельфии. Я сказал ему, что это фильм о терпимости. Он слушал и кивал, и сказал: Знаешь, Норман, время - это все. В политике, в искусстве, в самой жизни. Я никогда не забуду это. Он был номинирован на Оскар еще дважды, за фильмы Скрипач на крыше и Лунатики, популярную романтическую комедию, за которую Шер получила Оскар за лучшую женскую роль.
Он также работал над такими известными фильмами, как пародия на холодную войну Русские идут, триллер с Стивом Маккуином Афера Томаса Крауна и пара фильмов с Дензелом Вашингтоном: драма о расовых противоречиях История солдата и Ураган, где Вашингтон сыграл роль неправомерно заключенного боксера Рубина Урагана Картера. Третий проект с Вашингтоном так и не был реализован. В начале 1990-х годов Джуисон собирался снять биографию Малкольма Икса, но отказался после протестов Спайка Ли и других, которые считали, что белый режиссер не должен снимать этот фильм.
В итоге Ли стал режиссером. Пять фильмов Джуисона были номинированы на Оскар в разных категориях: В знойном полдне, Русские идут, Скрипач на крыше, Лунатики и История солдата. У Джуисона и его жены Маргарет Энн Диксон было трое детей: сыновья Кевин и Майкл и дочь Дженнифер Энн, которая стала актрисой и снялась в фильмах Джуисона Агнес Бож. Норман Джуисон, удостоенный Канадой в 2003 году премии Генерал-губернатора за достижения в сфере искусства, всегда оставался верен своей родине.
Когда он не работал, он жил на своей ферме площадью 200 акров недалеко от Торонто, где разводил лошадей и скот и производил кленовый сироп. В 1988 году он основал Канадский киноцентр и многие годы устраивал барбекю во время Торонтского кинофестиваля. Родившийся в Торонто Джуисон начал актерскую карьеру в шесть лет, выступая перед собраниями масонской ложи. После окончания Викториянского колледжа он поехал работать в Би-би-си в Лондон, затем вернулся в Канаду и снимал программы для Канадской телерадиовещательной корпорации.
Его работа привлекла внимание Голливуда, и он быстро завоевал репутацию режиссера музыкальных телешоу с участием таких звезд, как Джуди Гарленд, Дэнни Кей и Гарри Белафонте. В 1963 году Джуисон переключился на полнометражные фильмы с комедией 40 фунтов неприятностей, в которой снялись Тони Кертис и Сюзанна Плешетт. Легкость режиссера позволила Universal поручить ему ряд комедий, включая Все это волнение, где Дэй снялась вместе с Джеймсом Гарнером, и Не шлите мне цветы, где Дэй и Рок Хадсон сыграли главные роли.
Утомившись от таких сценариев, Джуисон воспользовался лазейкой в своем контракте и перешел в MGM для съемок драмы Кинг-Кинг из Цинциннати 1965 года, где главные роли исполнили Стив МакКуин и Эдвард Дж. Робинсон. Затем последовали Русские идут, русские идут, где снялись Карл Рейнер и Ева Мари Сэйнт, и который стал прорывным фильмом для Алана Аркина. Среди его других фильмов были Кулак - провал с Сильвестром Сталлоне в роли лидера трудового движения в стиле Джимми Хоффы, И справедливость для всех 1979 с Алом Пачино, борющимся с коррумпированной судебной системой, и На родине, где Брюс Уиллис сыграл ветерана войны во Вьетнаме.
Его последняя работа, триллер 2003 года Заявление, с Майклом Кейном и Тильдой Суинтон, провалилась в кассовых сборах.