Увлекательное исследование раскрывает самую распространенную ложь, о которой люди говорят - и это не домашние дела...
Исследователи из Нидерландов изучили влияние лжи на лжеца. Они обнаружили, что люди чаще всего лгут о себе, а не о других. Самые распространенные лжи, которые люди говорят, направлены на то, чтобы выглядеть лучше перед другими. Это может включать ложь о своих навыках на собеседовании или изменение истории, чтобы показать себя более храбрым или забавным. Удивительно, но ложь, направленная на защиту других людей, например, сказать человеку, что его работа хороша, когда это не так, не так часто встречается.
Исследователи из Университета Твенте в Нидерландах провели четыре эксперимента, чтобы оценить психологические последствия лжи. В одном из них они попросили 285 добровольцев в возрасте от 18 до 75 лет отслеживать все свои лжи в течение дня. Они обнаружили, что 22 процента участников сказали эгоцентричную ложь, в основном для преувеличения своих успехов или достижений. Большинство участников заявили, что они не лгут - 70 процентов.
В то же время небольшое меньшинство - всего 8 процентов - сказали, что говорят ложь, касающуюся других людей, обычно для защиты чьих-то чувств. В другом эксперименте добровольцам пришлось сказать, как они ответили бы на набор сложных вопросов, на которые люди часто лгут, например, о своем возрасте и о том, нравится ли им подарок, который купил друг, когда на самом деле нет. Участники должны были сказать, лгут ли они или говорят правду.
Затем с помощью опросников измерялись их самооценка, нервозность, сожаление, дискомфорт и несчастье. Результаты показали, что 46 процентов добровольцев признались, что лгут в таких ситуациях. Исследование, опубликованное в Британском журнале социальной психологии, показало, что те, кто лгут, имеют значительно более низкую самооценку и более отрицательные чувства, чем те, кто говорит правду. В следующем эксперименте добровольцам пришлось рассказать о ситуациях, в которых они лгали или решили сказать правду.
Исследователи отслеживали негативные и положительные эмоции во время их рассказа о событии.