Как должно было выглядеть платье мести Дианы: культовое маленькое черное платье принцессы могло бы...
Почти 30 лет назад, в один из самых значимых моментов в истории моды и королевской семьи, принцесса Диана произвела настоящий фурор. В ночь, когда принц Чарльз признался в своем романе с Камиллой, его отстраненная супруга, принцесса Диана, надела маленькое черное платье, чтобы передать свое мощное, хотя и безмолвное, послание. 29 июня 1994 года, когда вся страна собралась у экранов, чтобы посмотреть интервью будущего короля с Джонатаном Димблби, Диана появилась на благотворительном ужине в галерее Серпентайн в знаменитом платье мести.
Это платье, созданное дизайнером Кристиной Стамболян, было выполнено из черного шелкового крепа с асимметричным драпированным лифом и боковым шлейфом. Принцесса дополнила образ сапфирово-жемчужным и бриллиантовым чокером, который гармонировал с ее обручальным кольцом, и ярко-красным лаком на ногтях. Интересно, что, по словам Стамболян, Диана изначально не хотела покупать это платье за 900 фунтов, считая его слишком откровенным, и предпочла бы его в кремовом цвете.
Однако, в порыве раздражения после того, как другой дизайнер, Валентино, раскрыл, что она собиралась надеть его платье, Диана все же выбрала черный вариант. Одно издание описало это платье как шедевр... смелое, дерзкое, историческое маленькое коктейльное платье, возможно, самое стратегическое платье, когда-либо надетое женщиной в современности. Это был тот самый черный шифон, с помощью которого Диана буквально смела своего мужа с первых полос газет на следующее утро после его разрушительного телевизионного интервью.
. Эта история о платье, которое демонстрирует Диану, принцессу Уэльскую, полностью осознающую свою ценность. Кристина Стамболян, родившаяся в Греции и обучавшаяся в Афинах, ярко вспоминает день, когда Диана зашла в её магазин на Бошамп Плейс в Лондоне после обеда с братом, графом Спенсером, в её любимом ресторане Сан Лоренцо. Диана приобрела черно-красное короткое дневное платье, желтую шелковую блузку и маленькую кремовую безрукавку, что в сумме составило около 400 фунтов.
Она сказала Кристине: Мне нужно особенное платье для особенного случая. Неважно, будет ли оно коротким или длинным. Оно должно быть особенным. Сев за стол, Кристина нарисовала несколько эскизов. Платье оказалось откровенным, довольно коротким и демонстрирующим много ног и тела. Диана сомневалась, считая его слишком рискованным. Она хотела, чтобы всё было более закрытым, длинным и с высоким воротником. Кристина, убеждая её, что у неё красивые ноги, предложила быть смелее.
Диана спросила совета у брата Чарльза, и он ответил: Делай так, как считаешь нужным. В итоге Диана согласилась с фасоном, и они перешли к выбору цвета. Кристина представляла платье в черном цвете, но Диана хотела кремовый. Для Кристины Диана была человеком черно-белых оттенков, и она не любила её в бледно-розовых и голубых тонах с обилием бисера. Две швеи потратили более 60 часов на создание платья: тонко плиссированный лиф пришлось вручную прикалывать и сшивать, а шифоновую юбку аккуратно драпировать.
Три года это платье, с его кокетливым подолом, висело в гардеробе Дианы, и Кристина начала опасаться, что оно никогда не будет показано публике. Я была очень разочарована, призналась она. Потом я поняла, что она ждала подходящего случая. Диана собиралась надеть платье от Валентино на это мероприятие, но когда Валентино сообщил всем газетам, что она появится в его платье, Диана, услышав это, сказала: Ни за что не сделаю ему одолжение.
Я надену другое платье.. В 1997 году на приёме в аукционном доме Christie's, принцесса Диана, облачённая в бледно-голубое платье от Catherine Walker, встретилась с дизайнером знаменитого платья мести Кристиной Стамболян. Впервые они познакомились, когда Кристина, в присутствии Камиллы, набросала эскиз платья, изначально задуманного в кремовом цвете. Однако, Диана выбрала чёрный цвет, символизируя свой гнев и решив сыграть роль Одилии, а не невинной Одиллии из Лебединого озера.
Платье, созданное двумя портнихами за более чем 60 часов, требовало тщательной ручной работы, особенно при закреплении и сшивании плиссированного лифа. В 1988 году, во время визита в Париж, напряжённая принцесса Диана появилась в кремовом шёлковом платье вместе с принцем Чарльзом. На аукционе в Christie's в июне 1997 года Диана продала 79 своих самых знаковых вечерних нарядов. В тот вечер она шепнула Стамболян: Кстати, это маленькое чёрное платье — мне пришлось постараться, чтобы в него влезть.
Дизайнер пояснила, что Диана имела в виду, что за два года набрала вес, и на фотографиях платье выглядело немного тесным. Тем не менее, её красивые плечи и стройные ноги оставались неоспоримыми. Платье было куплено за £44,511 шотландцем Грэмом Маккензи и его женой Бридж, владельцами франшизы Body Shop в Шотландии. Они планировали выставлять его для сбора средств на благотворительность. После смерти принцессы, пара, имеющая трёх сыновей, завернула платье в бумагу и поместила в банковский сейф, считая, что использовать его было бы неуместно.
С тех пор платье появлялось на публике менее десятка раз, но собрало более £39,000 для благотворительной организации Children's First, участвуя в обедах в Абердине, балах в Стерлинге, вечерних мероприятиях в Элгине и модных показах в Бо'несс и Эдинбурге. Грэм Маккензи отметил, что известность платья была одной из причин их интереса к покупке. Это маленький кусочек истории, — сказал он, добавив, что они были счастливы встретиться с принцессой на предварительном просмотре аукциона и рассказать ей о своих благотворительных намерениях.
. Создание платья, по мнению его автора, должно было привлечь внимание к мероприятиям, и его известность могла только способствовать этой цели. Реплика, изготовленная Стамболяном в 2010 году, сейчас находится в Музее икон стиля в Ньюбридже, графство Килдэр, Ирландия. «Реплика была сделана позже», — пояснил Стамболян. «Я находился в Греции и, не имея чем заняться, решил: Почему бы не сделать это платье снова? Зная платье досконально, я создал очень, очень хорошую копию».
Платье, ставшее символом элегантности и стиля, продолжает привлекать внимание публики, вдохновляя дизайнеров и модных критиков по всему миру.